Медреформа на Днепропетровщине: мнение общественности

Одно из направлений деятельности ОО «Народная воля Днепра» — вопрос реформирования системы здравоохранения в Украине в целом, и на Днепропетровщине в частности. В статье представлена одна из точек зрения о сегодняшней ситуации с пилотным проектом в Днепропетровской области. Приводим текст полностью: «Нация, которая ежедневно теряет десятки молодых, здоровых мужчин, о своем будущем должна заботиться вдвойне. Не секрет, что в Украине многие годы показатель смертности превышал показатель рождаемости. С началом войны демографические показатели ухудшатся в разы. Уже сейчас на 1 работающего приходится больше 1 пенсионера. Что ожидает нас завтра? Кто будет восстанавливать страну, и строить наше европейское будущее? Будущее нации зависит от многих социальных и экономических факторов, в том числе воспроизводства населения, здоровья ее молодежи и детей. С последним дело на Днепропетровщине обстоит не лучшим образом. Заболеваемость растет, здоровье большинства призывников не удовлетворяет даже требования военного времени. Начатая в 2011 году медреформа в виде пилотного проекта, не принесла желаемого результата. Несмотря на затраченные многомиллионные средства, население не стало здоровее, медицинская помощь не стала доступнее и качественнее, за исключением, возможно, скорой и неотложной помощи. Но это – отдельная тема. Уже первые полтора года реализации пилотного проекта на Днепропетровщине продемонстрировали неутешительные, если не сказать – удручающие результаты. Как ни старались апологеты медреформы убеждать общественность в ее победном шествии по Приднепровью, но со статистикой спорить сложно. Так вот. По официальным данным Главного управления статистики в Днепропетровской области, в 2012 году количество умерших превысило число родившихся в 1,4 раза. Население области продолжило неуклонно сокращаться. Общественная организация «Независимое родительское движение «За наших детей» провела краткий анализ показателей, по которым наблюдалось ухудшение ситуации в сравнении с предыдущим периодом. Например, показатели увеличения смертности от гриппа и пневмоний возросли в 1,7 раз! Спустя год после начала активных изменений на первичном уровне и уровне экстренной медицинской помощи, в январе 2013 года по сравнению с январем 2012 наблюдалось резкое увеличение смертей, как взрослого, так и детского населения. А за январь 2013 года количество смертей среди детей до 1 года – увеличилось более чем в 1,6 раз! Принимая во внимание столь печальную статистику по анализируемому периоду (2012 – начало 2013 года), уже тогда ответственным за реформу лицам нужно было сделать горькие выводы о реальной эффективности изменений, происходящих в медицине Днепропетровской области. Повышение количества смертей, особенно среди детского населения, могли свидетельствовать только о низкой эффективности предпринимаемых мер, а в некоторых случаях – и о недопустимых просчетах. Однако тревогу никто из медицинских чиновников не забил, смолчали и педиатры. В последующие годы пилотного проекта ситуация на Днепропетровщине лишь усугублялась. Разрушались поликлиники, в том числе детские, смешивались взрослые и детские потоки и усложнялись маршруты пациентов. До сих пор отсутствуют необходимое диагностическое и профилактическое обеспечение и оборудование. Практически уничтоженная педиатрия и гинекология на первичном уровне, нехватка персонала, сложности и полное отсутствие взаимодействия между первичным и вторичным уровнями и многие другие ошибки и просчеты, допущенные в медицинской реформе, привели к тому, что в нарушение всех Законов Украины о здравоохранении и медреформе в частности, качество и доступность медицинского обслуживания ухудшились, что в итоге привело к росту количества смертности населения, как взрослого, так и детского. Что имеем на сегодня? Многопрофильные поликлиники, где ранее в течение одного дня можно было решить все вопросы с обследованием и консультацией у специалиста, практически уничтожены, на смену им пришли 5-6 семейных амбулаторий под одной крышей бывшей районной поликлиники, каждая со своей администрацией, бухгалтерией, и даже лабораторией… Возникает резонный вопрос: так на чем сэкономили? И подобное очковтирательство назвали «пилотным проектом по внедрению медреформы на основе общей практики – семейной медицины». Мероприятия, которые якобы должны было бы приблизить медпомощь к населению, на практике разрушили все, что было создано еще советской медициной, не создав взамен ничего нового. Население мечется в поисках: где найти узкого специалиста? Где подешевле пройти обследование? Как попасть к педиатру-специалисту, если не очень доверяешь компетенции семейного врача? Недоверие к новоиспеченным семейным врачам, кстати, весьма обосновано. Ведь зачастую семейный врач «возникал» из бывшего участкового терапевта предпенсионного возраста, который после двухмесячного принудительного, по большей части, теоретического обучения педиатрии на кафедре Медакадемии, получал вместе с сертификатом семейного врача юридическое (!) право ставить диагнозы и лечить детей, хотя всю жизнь лечил преимущественно пенсионеров. К тому же он должен был параллельно с педиатрией освоить хирургию, нервные, глазные, лор- и многие другие болезни, научиться брать гинекологические мазки у женщин (!), вести физиологическую (нормальную) беременность и суметь своевременно распознать ее отклонения в сторону патологии (а если не сумеет вовремя?). Вы бы повели своего ребенка или внука к такому доктору? Не спорю, есть талантливые грамотные врачи широчайшего профиля, которым можно доверить и ребенка, и старика. Но их надо сперва найти. И подобных резонных вопросов очень много. Таковы реалии сегодняшней ситуации с пилотным проектом на Днепропетровщине. Мы не говорим сейчас о сельской медицине, где в силу нищеты нашего здравоохранения, и такой врач иногда просто находка для местного населения, так как зачастую на селе и фельдшера днем с огнем не сыскать. Но для мегаполиса, каким является Днепропетровск подобный пилотный проект – это профанация самой идеи медреформ, ибо последняя должна улучшать, а не ухудшать состояние медицинского обслуживания населения. Экономить за счет здоровья населения непозволительно. Тем более, недопустимо экономить на здоровье будущего нации – ее детей. В связи с подобными «улучшениями» возникает ряд вопросов. Почему внедрению пилотного проекта на Днепропетровщине, который должен был разрушить участковую педиатрическую службу (кстати, несмотря на все недостатки, одну из лучших в мире) воспротивились лишь отдельные общественные организации, пациентское движение «За наших детей», отдельные народные депутаты? Куда смотрела медицинская общественность, и прежде всего – официальное педиатрическое сообщество? Не в пример нашей местной педиатрической ассоциации, Ассоциация педиатров Харьковской области во время визита министра в феврале этого года с презентацией новой стратегии системы здравоохранения Украины не побоялась поднять вопрос о недопустимости дальнейшего разрушения педиатрической службы. Наши же педиатры в свое время смолчали. Громко звучал голос в защиту педиатрии отнюдь не педиатра (и надо отдать должное этому человеку – ученому, народному депутату за такое неравнодушие и последовательность). Основные же идеологи медреформы – по-видимому, теоретики, далекие от практической медицины, и педиатрии в частности. По-видимому, они представляют себе растущий детский организм как уменьшенную копию дряхлеющего пенсионера. По-видимому, они уверены, что терапевт за 2 месяца обучения педиатрии научится оценивать физическое развитие ребенка и отклонения в нем, выучит все детские инфекции, с которыми ранее никогда не имел опыта работы, своевременно сможет заподозрить врожденную детскую патологию, которую в принципе никогда не видел, освоит график детских прививок и сумеет оказать неотложную помощь при их осложнениях, изучит детскую диетологию и искусственное вскармливание и так далее, и так далее. Знаете ли Вы, например, что даже формула крови у ребенка отличается от взрослого, что некоторые препараты для взрослых запрещены к применению у детей, а дозировки для детей отличаются от взрослых? Хорошо, если все это освоил бывший терапевт за 2 месяца обучения педиатрии. А если нет? Вот и возникают у нас в регионе ситуации, когда врач бригады скорой помощи, прибывший по вызову, не может оказать помощь утонувшему ребенку, потому что никогда не специализировался на педиатрии. Между тем, педиатрических бригад скорой помощи в городе практически не осталось! Вскоре родители будут вынуждены осваивать азы легочно-сердечной реанимации, чтобы самим спасать своих детей. В этой связи преступной видится идея идеологов медреформы ликвидировать врачебные бригады скорой помощи, перекладывая ответственность за оказание неотложной помощи на фельдшеров и даже… парамедиков. Удивляет и возмущает позиция врачебно-медицинской общественности Днепропетровщины! Хотя чему удивляться: врачи на Днепропетровщине никогда не имели права голоса. Загнанные в систему бюджетники, они молчали, хотя своих детей доверяли, наверняка, исключительно педиатрам. А бывшее областное медицинское руководство закрывало женские консультации, роддома, сокращало подростковую и педиатрическую службу, рапортовало все о новых и новых достижениях пилотного проекта, закрывая глаза на то, что качественная медицинская помощь становится все более недоступной: как в финансовом плане, так и в фактическом. Общественный совет при Днепропетровском исполкоме на протяжении всего периода действия пилотного проекта (2011-2012 год) провел ряд круглых столов и общественных слушаний по вопросам медреформы. Резкой критике подвергалась позиция городской власти по сокращению педиатрической помощи детскому населению, по практической ликвидации многопрофильных городских поликлиник как лечебно-диагностических центров. Неоднократно говорилось и о недостаточной квалификационной подготовке семейного врача, особенно в вопросах обслуживания детского населения. Подчеркивалось, что предлагаемая модель внедрения семейной медицины приемлема исключительно для сельской местности, но никак не для мегаполиса, каким является Днепропетровск, так как резко ухудшила качество и доступность квалифицированной медицинской помощи. При этом абсолютно не улучшила ее доступность, и не приблизила ее к населению. Критика пилотного проекта вызывала яростное сопротивление со стороны, прежде всего, главных врачей Центров первичной медико-санитарной помощи и руководителей семейных амбулаторий. Это и понятно, так как именно эти люди получили в свое распоряжение основные потоки финансирования. Лоббировали продвижение пилотного проекта и бывшие чиновники от обладминистрации, депутаты облсовета. Рядовые семейные врачи в обсуждениях, как правило, участия не принимали. Их точка зрения руководителей городского департамента здравоохранения особо никогда не интересовала. Поэтому противостоять развалу медицины может, и должна, прежде всего, независимая общественность. В 2014 году срок проведения пилотного проекта медреформы наконец истек. У общественности возник закономерный вопрос: так что дал нам пилотный проект? Каковы результаты анализа его эффективности? Целесообразно ли потрачены бюджетные деньги? Имеем ли мы моральное право рекомендовать его для всей Украины? Чтобы получить хоть какие-то ответы, Общественный Совет запросил у руководства города статистический анализ проведения медреформы за последние 4 года в сравнении с предыдущим этапом. Как оказалось, до сих пор никого особо не интересовало: куда мы движемся? Главное, чтобы шло финансирование. Между тем, даже из небольшого набора противоречивых статистических данных следует, что смертность всего населения в сравнении с допилотным 2010 годом в 2014 году выросла на 4%, заболеваемость детского населения (0-17 лет) в 2014 году стала на 3% больше в сравнении с предыдущим 2013, а объем диспансерного наблюдения за детьми упал за период пилотного проекта на целых 10%. Т.е на каждую сотню детей как минимум 10 выпало из поля зрения семейного врача в сравнении с предыдущим периодом. И это абсолютно не удивительно, потому что семейный врач при его нагрузках и мизерной надбавке к зарплате не в состоянии обеспечить качественное диспансерное наблюдение и за детьми, и за взрослыми. Показатель детской смертности за 2014 год в отчете почему-то отсутствовал (не подсчитан или засекречен?). Скорее всего, он очень далек от желаемого. Такова динамика одних из главных индикаторов качества работы семейного врача. Безусловно, попытка дифференцированного анализа показателей работы семейных врачей с базовым образованием терапия (отдельно) и педиатрия (отдельно) могла бы дать конкретный и четкий ответ: имеет ли врач-терапевт право лечить детей и достаточно ли ему знаний по педиатрии? По-видимому, вопрос пока так и останется риторическим. Если ничего не изменится, то показатели здоровья населения, особенно детского, будут неуклонно ухудшаться. Родственная нам Польша уже осознала ошибки своей медреформы, когда после сокращения педиатров, пришлось их срочно восстанавливать. Это наглядно демострирует, что альтернативы дифференцированному обслуживанию взрослого населения семейным терапевтом, а детского – семейным педиатром на сегодня не существует. Любые новации нужно предварительно широко обсудить и проанализировать. Не случайно презентованная в начале этого года «Национальная стратегия формирования новой системы здравоохранения Украины на период 2015-2025» предусматривает широкое публичное ее обсуждение. В настоящее время Общественный Совет готовит Круглый стол по ключевым пунктам стратегии. И, безусловно, одним из основных стратегических направлений должна стать инициатива воссоздания участковой педиатрической службы в виде ИНСТИТУТА СЕМЕЙНОГО ПЕДИАТРА. Благо, что на смену бывшему руководству областного здравоохранения, насильно, как говорили, «через колено», насаждавшего пилотный проект, не обращая при этом внимания на мнение общественности, в том числе медицинской, пришел руководитель-педиатр. Возродить качественную педиатрическую службу на Днепропетровщине должно стать делом чести Игоря Македонского. Каким представляется выход из сложившейся крайне негативной ситуации с медицинским обслуживанием детского населения? Как известно, на сегодняшний день действует приказ МЗО Украины от 21 .08.2014 г N585 «Об утверждении Примерных штатных нормативов центра первичной медицинской (медико-санитарной) помощи и его структурных подразделений», в котором декларируется, что семейные амбулатории только до 01.01.2020 года могут укомплектовываться врачами-терапевтами участковыми и врачами-педиатрами участковыми, т. е. по истечению этого периода лечить всех будут исключительно семейные врачи со всеми вытекающими изложенными выше негативными последствиями. Мы не коснулись еще одной, обратной стороны этого вопроса. Насколько грамотно семейный врач-педиатр по базовой специальности знает вопросы геронтологической медицины, может расшифровать электрокардиограмму, вовремя поставить диагноз инфаркта миокарда, оказать неотложную помощь при гипертоническом кризе у старика, если НИКОГДА ранее с этим не имел опыта работы, так как у детей данная патология встречается крайне редко. И таких вопросов масса. Дилетантство и поверхностность в подготовке врачебных кадров очень дорого обходится населению Украины, крайне негативно влияет на показатели его здоровья. Что предлагает Общественный совет? Безусловное и обязательное восстановление основ участковой педиатрической службы в виде института семейного педиатра. Обслуживать взрослое население должен семейный врач-терапевт, а детское до 12 лет – семейный врач-педиатр. Причем, не просто консультировать семейного врача-терапевта (как предлагают некоторые руководители), а именно вести медицинское обслуживание детей. То есть обслуживать заболевших детей на дому, обследовать и консультировать в амбулатории, давать заключение о физическом развитии и состоянии здоровья для школы, вести диспансерное наблюдение длительно и часто болеющих, контролировать календарь прививок и пр. При необходимости – направлять к узкому специалисту в детскую поликлинику 2 уровня либо на стацлечение. Прекратить порочную практику обслуживания детей семейными врачами, переквалифицированными из терапевтов в течение краткосрочных курсов изучения педиатрии. В связи с этим обеспечить право выбора родителями врача педиатра или семейного врача для обслуживания детей. В кратчайшие сроки пересмотреть программу обучения и вернуться к подготовке врача-педиатра на базе медакадемии. В Днепропетровске, где еще не все детские поликлиники прекратили свое существование как таковые, еще не поздно перераспределить взрослый и детский контингенты между семейными врачами-терапевтами и семейными врачами-педиатрами. Экономить на здоровье детей – преступно и аморально. Их отцы, идя на огромный риск для своего здоровья и жизни ради защиты суверенитета и территориальной целостности Украины, должны быть уверены, что государство не оставит без заботы и поддержки их семьи, их детей. Они знают, что воюют за европейское будущее Украины, счастливое, обеспеченное и ЗДОРОВОЕ будущее своих детей». Источник: ОО «Народная воля Днепра»