Роль партий и общественных организаций в общественно-политической жизни Днепропетровской области

В начале марта 2005 года Днепровский центр социальных исследований провел экспертный опрос на тему: «Роль политических партий в общественно-политической жизни Днепропетровской области».

Целью настоящего исследования является оценка социально-политической ситуации в Днепропетровском регионе, определение возможностей и перспектив участия областных отделений политических партий на предстоящих выборах в Верховную Раду и местные советы. В целом, в опросе приняло участие 25 человек, выборка экспертов осуществлялась по профессиональному признаку (5 государственных служащих, 7 руководителей общественных организаций, 6 руководителей областных отделений политических партий, 5 журналистов, 2 научных работника).

1. Оценка социально-политической ситуации в Днепропетровской области. Область привыкла к традиционной роли центра – «стабилизирующего региона». Сегодня, считают эксперты, это не так. Ситуация в области довольно напряженная, что связано с отсутствием полной кадровой укомплектованности областного руководства, отсутствует возможность досконально изучить проблемные стороны развития региона и направить потенциал на создание программ по улучшению развития области. Реальная работа подменена борьбой за портфели. Районы в области парализованы. Кадровая неопределенность деморализует все ветви власти. Нет ни одной политической или социальной силы, которая контролировала бы ситуацию в области. «Прикрываясь брэндами известных политических сил и общественных организаций, представители областной элиты пытаются решать личные (клановые) задачи». «Реально сегодня в области происходит борьба за передел сфер контроля над финансовыми потоками между двумя политико-экономическими группировками – условно «Ольвия» и «Приват». «В областных организациях политических партий разворачивается междоусобица – идет борьба за проходные места в списках на выборах 2006 г».

2. Причины и возможные пути решения конфликта между руководством исполнительной и представительской власти на областном уровне. По мнению большинства опрошенных, объективными причинами конфликта являются наличие двоевластия, отсутствие четкого разграничения полномочий и ответственности между исполнительной и представительской ветвями власти. Среди субъективных причин эксперты указали противостояние двух сильных личностей (председателя областного совета и председателя областной государственной администрации), конфликт интересов бизнес-групп:
«Руководителя облсовета (и людей, стоящих за ним) не устраивает сильная и самостоятельная личность на посту председателя облгосадминистрации».
«Це не стільки конфлікт між гілками влади, а спроба одних законсервувати основи діяльності старої команди і залишитись при владі, зберігаючи відповідні сфери впливу. З іншого боку, втрата власного впливу попередньої влади і прихід нової, зав’язаної на бізнесі в регіоні, може привести не тільки до перерозподілу сфер політичного впливу, а й до перерозподілу власності. Недостатня логічність в діях нової команди також підштовхувала до розгортання конфлікту».
«Всем известно, что Швец и Бычков, хоть на сегодняшний день и люди с немного разными интересами, но объединяет их давняя почти патологическая привязанность к структурам «Приватбанка», который практически до победы Ющенко «давили» структуры, фон для которых создавал в том числе и господин Касьянов. Несмотря на то, что Касьянов когда-то и сам находился под крылом «Приватбанка», он достаточно авторитарная и независимая личность, поэтому диктат господина Коломойского не потерпит. Отсюда корни противостояния. Все хотят забрать всё».
«Основные противоречия имеют несколько причин. Во-первых, между так называемой новой буржуазией и олигархическими группами. Первые стараются расчистить место под экономическим солнцем, вторые – оставить, по возможности, все по-старому и даже усилить свои позиции, пользуясь возможностью при некоторой неопределенности во властных коридорах. Во-вторых, ситуация в Днепропетровской области используется в качестве полигона для опробования модели контрреволюции новой оппозицией. Нечто подобное будет повторено в Донецке, Харькове и Луганске, возможно, в Одессе. Новая власть проверяется на прочность в проблемных для нее регионах. В-третьих, в случае принятия закона о довыборах в парламент в мае текущего года новой оппозицией проверяются настроения жителей региона и поиск соответствующих округов для выставления кандидатов от Партии регионов и т.д.».
«Причина конфликта – борьба за админресурс на выборах в Верховную Раду и контроль над финансовыми потоками в области».

Среди возможных путей решения данного конфликта эксперты указали следующие:

а) Устранение от властных полномочий как ныне действующего председателя областного совета, так и председателя областной государственной администрации. На пост председателя областной государственной администрации необходимо назначить человека, не имеющего интересов в крупном бизнесе. Также необходимы официальное представление назначенного губернатора кем-нибудь из представителей высшего истеблишмента (Президент, Премьер-министр) и проведение легитимного голосования (с несколькими кандидатами) за председателя облсовета – 46,2% от общего количества ответов.

б) Решение конфликта на областном уровне невозможно, ибо родился он в Киеве. Выход – реформирование политической системы, принятие нового закона о местном самоуправлении, устраняющего сложившиеся тенденции – 23%.

в) Отставка председателя Днепропетровской областной государственной администрации – 15,4%.
г) Проведение переговоров между конфликтующими сторонами – 15,4%.

3. Наиболее активные в Днепропетровском регионе областные отделения политических партий: Коммунистическая партия Украины – 11,3%
Социал-демократическая партия Украины (объединенная) – 9,5%
Социалистическая партия Украины – 9,5%
Всеукраинское объединение «Батьківщина» – 9,4%
Народная партия Украины – 8,5%
Партия регионов – 6,7%
Украинская народная партия – 6,6%
Народный Рух Украины – 5,7%
Блок политических партий «Наша Украина» – 5,7%
Молодежная партия Украины – 4,7%
Народно-демократическая партия – 4,7%
Украинская республиканская партия «Собор» – 2,8%
Партия «Солидарность» – 2,8%
Всеукраинское объединение левых «Справедливость» – 2,8%
Конгресс украинских националистов – 1,9%
Прогрессивная социалистическая партия Украины – 1,9%
Партия зеленых Украины – 1,9%
Партия „Трудовая Украина” – 0,9%
Партия „Русский блок” – 0,9%
Партия «Громадський контроль» – 0,9%
Демократическая партия Украины – 0,9%

4. Региональные отделения политических партий, которые оказывают существенное влияние на выработку и принятие решений органами местной власти: Социалистическая партия Украины – 15,5%
Социал-демократическая партия Украины (объединенная) – 12,1%
Украинская народная партия – 12,1%
Всеукраинское объединение «Батьківщина» – 12,1%
Блок политических партий «Наша Украина» – 6,9%
Украинская республиканская партия «Собор» – 6,9%
Народная партия Украины – 6,9%
Коммунистическая партия Украины – 5,2%
Народно-демократическая партия – 5,2%
Партия регионов – 1,7%
Партия промышленников и предпринимателей Украины – 1,7%
Партия „Трудовая Украина” – 1,7%
Затруднились ответить – 3,4%
Никакие – 8,6%

5. Оценка возможности появления в ближайшее время политической партии, отстаивающей интересы Днепропетровского региона.

Невозможно – («В отдельном регионе у партии могут быть приоритеты, но при условии, что регион не один, а 2-7». «Регион не готов к самоидентификации». «Інтереси регіону повинні відстоювати обласні організації, діючі в нашій області». «Нет, если только СДПУ(О) не сделает ставку в победе на выборах 2006 на Харьков, Днепр и Крым») 68% от общего количества ответов.

Возможно – («Возрождение «Громады». «Да, такой партией при определенных условиях может стать НПУ. Не стоит сбрасывать со счетов и «Громаду». Большой потенциал (в смысле представления интересов Днепропетровщины) имеют НДП, «Батьківщина») 32%.

6. Политические партии и блоки, которые могут набрать наибольшее количество голосов в Днепропетровской области на предстоящих выборах:
Блок политических партий «Наша Украина» – 15,2%
Коммунистическая партия Украины – 13,6%
Партия регионов – 12,1%
Социал-демократическая партия Украины (объединенная) – 10,6%
Социалистическая партия Украины – 9,1%
Народная партия Украины – 7,6%
Прогрессивная социалистическая партия Украины – 6,1%
БЮТ – 6,1%
Народно-демократическая партия – 4,5%
Всеукраинское объединение левых «Справедливость» – 1,5%
Партия промышленников и предпринимателей Украины – 1,5%
Партия зеленых Украины – 1,5%
Затруднились ответить – 10,6%

7. Оценка представителями политических партий перспектив их объединений на предстоящих выборах в Верховную Раду и местные советы.

СДПУ(о) – «Если вопрос чисто к нам, то как очень малые. Нам предстоит очень сильно поработать, чтобы снова наработать ту базу, которую мы создавали годами, а Виктор Владимирович Медведчук уничтожил одним необдуманным заявлением».

ДемПУ – «Відсутність публічної позиції по суспільно-значимих питаннях, на республіканському рівні, призвела до забуття ДемПУ. Стоячи на демократичних засадах, вважаю за необхідне увійти в потужний демократичний блок політичних партій. Обласна організація ДемПУ налічує більше 50 депутатів районних та міських рад, обраний міський голова, декілька заступників голів. Маємо хороший якісний склад обласного осередку, зроблений позитивний заділ. В значній мірі подальший рівень впливу залежатиме від конструктивної співпраці з головою ОДА і входження членів нашої партії в виконавчу гілку влади на даному етапі. На вибори до місцевих рад дивлюсь з оптимізмом».

СПУ – «На выборах в Верховную Раду – 8-10%, на выборах в местные советы – 6-8%».

ВОЛ «Справедливость» – «В Днепропетровской области могла бы иметь перспективу пройти 3% барьер. В целом по Украине она сможет иметь перспективу лишь в блоке».

Трудовая партия Украины – «Затруднились ответить».

КПУ – «Более, чем нормальные».

НДП – «Скромно».

Партия регионов – «Не готов говорить».

Также одним из экспертов было высказано мнение о том, что «на сегодняшний день ни одна политическая партия (как самостоятельная единица) не имеет реальных шансов пройти в Верховную Раду солидным представительством. Будут формироваться коалиции, блоки, объединения и т.д., например: «НУ» (УНП, НРУ, КУН, ПРП («НУ»), «Солидарность» и др.), связка ПР-СДПУ(о)…, НПУ-НДП…, КПУ+ партии левого толка… Может неожиданно выстрелить «темная лошадка», например, ПЗУ+ ….»

Выводы исследования

Согласно результатам проведенного исследования, общественно-политическая ситуация в Днепропетровском регионе оценивается экспертами как напряженная и нестабильная. Латентные конфликты, существовавшие на локальном уровне до начала избирательной кампании 2004 года, в начале 2005 года достигли обострения. Назначение С. Касьянова председателем Днепропетровской областной государственной администрации вызвало недовольство представителей политических партий, входящих в Коалицию «Сила народа», и членов ГК «Пора». Возник конфликт на уровне руководителей исполнительной и представительской ветвей власти, основной причиной которого эксперты считают соперничество между региональными финансово-промышленными группами. Несмотря на то, что 4 марта текущего года Президент Украины Виктор Ющенко своим указом освободил С. Касьянова от должности председателя Днепропетровской областной государственной администрации, конфликт, по мнению экспертов, не исчерпан. Для того, чтобы восстановить нормальную работу исполнительной и представительской ветвей власти в Днепропетровской области, необходимо провести перевыборы председателя областного совета, а председателем областной государственной администрации должен стать человек, не имеющий интересов в крупном бизнесе. Кроме того, новый председатель должен быть представлен в области представителем высшего истеблишмента (Президентом либо Премьер-министром).

Наиболее активными политическими партиями в Днепропетровском регионе, по мнению экспертов, являются: КПУ (11,3% от общего количества упоминаний); СДПУ(о) – (9,5%); СПУ (9,5%); ВО «Батьківщина» (9,4%); НПУ (8,5%); Партия регионов (6,7%); и УНП (6,6%).

Существенное влияние на выработку и принятие решений органами местной власти оказывают региональные отделения таких политических партий как: СПУ (15,5%); СДПУ(о) (12,1%); УНП (12,1%); ВО «Батьківщина» (12,1%).

Тем не менее, сегодня, считают эксперты, можно говорить лишь о ситуативном влиянии политических партий. Отсутствие законодательной базы не дало возможности партийным ячейкам укрепиться и стать влиятельными. Эксперты отмечают, что раннее влиятельными были Партия регионов, и СДПУ(о) – в связи с близостью к власти; КПУ ставила ряд вопросов через народных депутатов. Сейчас выросла активность партий, входящих в Коалицию «Сила народа» (СПУ, НУ, УНП, «Батьківщини»), которые оказывают влияние на кадровую политику. Тем не менее, такая активность коалиционных сил никак не связана с их политическим весом в Днепропетровской области, поскольку сильные лидеры и достаточное финансирование на региональном уровне в этих партиях отсутствуют. По мнению экспертов, после окончания «губернаторской истории» возможно изменение расстановки политических сил в регионе.

Эксперты считают, что наибольшее количество голосов в Днепропетровской области на предстоящих выборах в Верховную Раду и местные советы могут набрать следующие политические партии и блоки: Блок политических партий «Наша Украина» (15,2% от общего количества упоминаний); КПУ (13,6%); Партия регионов (12,1%); СДПУ(о) (10,6%); СПУ (9,1%); НПУ (7,6%); ПСПУ (6,1%); БЮТ (6,1%); НДП (4,5%).
Тем не менее, большинство экспертов склоняется к мысли, что результаты выборов в Верховную Раду и местные советы будут иметь существенные различия, поскольку все зависит от того, насколько качественно сумеют построить свою работу региональные отделения политических партий (районные, городские, областные организации).

Анна Колохина
09.03.2005 исполнительный директор ДЦСИ